Уровни надёжности дата-центров
Когда вы выбираете IT-решение для бизнеса, будь то облако или хостинг, один из самых важных моментов, на который обязательно надо обращать внимание, — дата-центры, где расположены серверы провайдера. От их стабильности зависит скорость веб-ресурсов и сохранность данных.
Они классифицируются по уровням надёжности: Tier I, II, III и IV.
В этой статье мы разберём, что обозначает эта классификация уровней надёжности, какой лучше выбрать и на что ещё стоит обращать внимание.
Кто и зачем ввёл классификацию
Всё началось в 1993 г., когда Uptime Institute (Институт бесперебойных процессов) вместе с организациями, отвечающими за обслуживание самых важных центров обработки данных в США, создали базу для обмена опытом.
Эта база легла в основу тех критериев, которые институт вырабатывал для оценки ЦОДов. Сама классификация была выведена в девяностых гг. прошлого века.
Основная цель, которую преследовали специалисты института, — повысить отказоустойчивость.
Разработанные критерии служат ориентиром для тех, кто строит собственные ЦОДы. А чтобы присвоить определённый класс, провайдер должен пройти проверку и получить сертификат от Uptime Institute на соответствие качеству.
Классификация сильно упрощает выбор провайдера для тех, кто хочет арендовать вычислительные мощности. Отказоустойчивость — это достаточно абстрактное понятие. А здесь оно переводится в конкретные цифры.
По каким критериям определяется уровень надёжности дата-центра
Основные параметры:
Время простоя — период, на который функционирование приостанавливается. Причинами бывают не только технические неполадки, но и, например, обслуживание. Измеряется в часах в год.
Коэффициент отказоустойчивости — определяет процент работоспособности по отношению к общему времени функционирования.
Заметьте, что у Tier III и IV время простоя намного меньше, чем у I и II, это достигается за счёт того, что их работу не нужно останавливать в период ремонтных работ и профилактики.
Чтобы определить, каким параметрам соответствует ЦОД, учитывается множество разных факторов. Основные из них:
- Резервирование — наличие дублирующих компонентов для активных элементов (запасные источники питания, генераторы, кондиционирование, сетевое оборудование и так далее).
- Распределение потоков — каналов связи, трубопровода охлаждения, электрооборудования и так далее.
- Безопасность. При этом имеется в виду не только безопасность хранения информации, но и физическая безопасность центра обработки данных (охрана, видеонаблюдение и так далее).
- Поддержание микроклимата.
- Соблюдение требований строительных кодексов.
Tier I
Является самым низким ненадёжным. Здесь возможна полная остановка как при обслуживании и ремонте оборудования, так и при технических сбоях.
Здесь часто полностью отсутствуют следующие резервные системы:
- источники бесперебойного питания (ИБП);
- дизельно-генераторные установки (ДГУ);
- фальшпол — модульный пол, под которым размещается охлаждение, трубопроводы и электроснабжение.
Если же они есть, то существующие системы — это самые простые модели с множеством точек отказа.
Также в этом типе очень велико влияние человеческого фактора. Нет никакой защиты от ошибок персонала.
Tier II
Главное отличие 2-го tier — наличие резервирования активного оборудования N + 1 (у каждой активной единицы оборудования есть одна резервная замена).
Также здесь предусмотрены минимальные защитные меры от человеческого фактора.
Но, несмотря на это, второй тип всё ещё простаивает целых 22,7 часов. Для проведения плановых профилактических работ их надо останавливать.
Tier III
Начиная с этого типа возможно обслуживание без прерывания функционирования. Это повышает отказоустойчивость в десятки раз.
У ЦОДов 3-го tier тоже предусмотрено резервирование активных компонентов N + 1.
Но вместе с этим:
- Распределённые потоки 2N: каждый канал связи, труба, провод и другие подобные элементы имеют одну копию, и нагрузка распределяется равномерно по двум элементам. Это обеспечивает резерв и снижает нагрузку на каналы.
- Два имеющихся энерговвода вместо одного.
- Защита практически от всех самых частых ошибок обслуживающего персонала.
Tier IV
Наивысший класс надёжности. Плановые профилактические работы в ЦОДах 4-го tier тоже проводятся без выключения систем. Но вместе с тем это единственный класс, который способен выдержать один аварийный сбой.
Это достигается благодаря резервированию 2(N + 1): есть два параллельных элемента, между которыми распределяется нагрузка, и каждый имеет резервную копию.
Кроме того:
- Для дизельно-генераторных установок выделяется отдельная площадка с пространством для хранения топлива.
- Предусмотрена защита от всех проблем, связанных с человеческим фактором.
- Есть защита от природных явлений: землетрясений, ураганов, штормов, потопов, пожаров.
- Учтена возможность терроризма.
Какой дата-центр выбрать
Казалось бы, очевидно, что выбирать стоит самый надёжный.
Но чем выше отказоустойчивость, тем дороже будет аренда мощностей. Поэтому самое мощное решение не всегда лучшее с экономической точки зрения. И при выборе в первую очередь нужно ориентироваться на свои задачи.
У Tier I и II достаточно низкая отказоустойчивость, есть плановые отключения. Поэтому аренда здесь подойдёт только тем, для кого периодические отключения не будут критичными.
Это возможно, например, если ваша компания присутствует только в конкретном регионе и не работает круглосуточно. Плановые отключения тогда допустимо будет проводить в нерабочее время.
Но если ваш бизнес присутствует в странах с разными часовыми поясами и ваши сервисы должны быть доступны круглосуточно, арендовать вычислительные мощности стоит только в третьем и четвёртом типе.
Tier III — это оптимальный тип с временем простоя всего 1,6 часа в год. Будет отличным решением, например, для хостинга. Ваши веб-ресурсы будут размещены на отказоустойчивых серверах, и при этом стоить такая аренда будет меньше.
Tier IV нужен тем, для которых даже короткие отключения могут принести убытки. Выбирайте этот тип, если хотите свести вероятность недоступности серверов к минимуму.
На что ещё стоит обращать внимание при выборе дата-центра
Обязательно обращайте внимание на расположение. Дата-центр должен находиться близко к конечным пользователям: от этого зависит скорость доставки контента. Если все ваши клиенты живут в Европе, нет смысла заказывать серверы в Америке.
А если у вас международная компания с клиентами по всему миру, подключите CDN, чтобы доставлять контент в любую точку земного шара максимально быстро.
Перед тем как арендовать вычислительные мощности, обязательно проверьте репутацию провайдера. Почитайте отзывы, посмотрите, в каком ключе вендора упоминают в СМИ. Возможно, вы наткнётесь на информацию, которая прольёт свет на то, действительно ли инфраструктура, предоставляемая компанией, достаточно отказоустойчивая.
Облако и хостинг EdgeЦентр
Если вам нужны надёжные виртуальные и выделенные серверы в дата-центрах Tier III, вы можете воспользоваться нашими услугами.
Несколько фактов о нашем хостинге:
- Отличная связность.
- Поддержка любых операционных систем.
- Лёгкая интеграция с популярными CMS.
- Круглосуточная техподдержка.
А если вам нужно более гибкое и сложное решение для тестирования и разработки приложений, хранения и обработки больших конфиденциальных данных или для других крупных проектов, подключайте облачные сервисы EdgeЦентр.
- Мощная, легко масштабируемая инфраструктура.
- Поминутная тарификация с оплатой только за потребляемые ресурсы.
- SLA 99,95% с финансовыми гарантиями.
Выводы
- Классификация Tier была введена в девяностых гг. прошлого века организацией Uptime Institute, чтобы установить чёткие критерии и упростить выбор для тех, кто арендует вычислительные мощности.
- Чтобы присвоить определённый класс, вендор должен пройти соответствующую сертификацию от Uptime Institute.
- К какому типу будет отнесёт центр обработки данных, определяется по множеству разных критериев. Эксперты оценивают наличие резервирующих систем, особенности строительства объекта, его безопасность и способность поддерживать требуемый микроклимат.
- Дата-центры классов I и II являются самыми ненадёжными, так как проводить ремонт и профилактику без остановки в них невозможно. Подойдут только тем компаниям, для которых периодические остановки не слишком критичны.
- Третий тип более отказоустойчивый, может обслуживаться без остановки и имеет всего 1,6 часа простоя в год. Они подойдут большинству крупных компаний, чьи сервисы должны работать круглосуточно.
- Четвёртый — самый надёжный класс. Способен выдержать один технический сбой без остановки работы. Идеальное решение, если даже час простоя может принести вам убытки.
Подробнее об особенностях хостинга и облака EdgeЦентр, их отличиях вы можете почитать в нашей статье «Облако или хостинг: что выбрать?».
Или закажите бесплатную консультацию. Наши специалисты помогут выбрать лучшее решение для вашего проекта.