Когда вы выбираете IT-решение для бизнеса, будь то облако или хостинг, один из самых важных моментов, на который обязательно нужно обращать внимание, — дата-центры, где расположены серверы провайдера. От их надёжности зависит скорость работы ваших веб-ресурсов и сохранность данных.
Дата-центры классифицируются по уровням надёжности: Tier I, Tier II, Tier III и Tier IV.
В этой статье мы разберём, что обозначает эта классификация, какой дата-центр лучше выбрать и на какие ещё критерии, кроме уровней надёжности, стоит обращать внимание.
Всё началось в 1993 году, когда Uptime Institute (Институт бесперебойных процессов) вместе с компаниями, отвечающими за обслуживание самых важных центров обработки данных в США, создали базу для обмена опытом.
Эта база легла в основу тех критериев, которые институт вырабатывал для оценки дата-центров. Сама классификация была выведена в девяностых годах прошлого века.
Основная цель, которую преследовали специалисты института, — повысить надёжность и отказоустойчивость дата-центров.
Разработанные критерии служат ориентиром для тех, кто строит собственные дата-центры. А чтобы присвоить своему дата-центру определённый уровень, провайдер должен пройти проверку и получить сертификат от Uptime Institute.
Классификация сильно упрощает выбор провайдера для тех, кто хочет арендовать вычислительные мощности. Надёжность, отказоустойчивость — это достаточно абстрактные понятия. А здесь они переводятся в конкретные цифры.
Основные параметры уровней:
Заметьте, что у Tier III и Tier IV время простоя намного меньше. Это достигается за счёт того, что работу этих дата-центров не нужно останавливать во время ремонта и профилактики.
Чтобы определить, каким параметрам соответствует дата-центр, учитывается множество разных факторов. Основные из них:
Самый низкий уровень надёжности. В таких дата-центрах возможна полная остановка работы как при обслуживании и ремонте оборудования, так и при технических сбоях.
Здесь могут полностью отсутствовать резервные системы:
Если же такие системы в дата-центре есть, то обычно это самые простые модели с множеством точек отказа.
Также в дата-центрах этого типа очень велико влияние человеческого фактора. Дата-центр никак не защищён от ошибок персонала.
Главное отличие этого уровня от Tier I — наличие резервирования активного оборудования N + 1 (у каждой активной единицы оборудования есть 1 резервный дубль).
Также здесь предусмотрены минимальные защитные меры от человеческого фактора.
Но, несмотря на это, дата-центры уровня Tier II всё ещё достаточно сильно подвержены простоям. Для проведения плановых профилактических работ их нужно останавливать.
Начиная с этого уровня надёжности дата-центры могут обслуживаться без остановки их работы. Это сокращает время простоя в десятки раз.
Как и у Tier II, у дата-центров третьего уровня предусмотрено резервирование активных компонентов N + 1.
Но вместе с этим:
Максимальный уровень надёжности. Как и в Tier III, плановые профилактические работы в таких дата-центрах проводятся без остановки систем. Но вместе с этим дата-центр способен выдержать один аварийный сбой.
Это достигается благодаря резервированию 2(N + 1): есть два параллельных элемента, между которыми распределяется нагрузка, и каждый имеет резервную копию.
Кроме того:
Tier IV по всем параметрам превосходит остальные уровни. И, казалось бы, очевидно, что выбирать стоит самый надёжный дата-центр.
Но чем выше отказоустойчивость, тем дороже будет аренда вычислительных мощностей. Поэтому самое мощное решение не всегда лучшее с экономической точки зрения. И при выборе в первую очередь нужно ориентироваться на свои потребности.
У Tier I и Tier II достаточно продолжительное время простоя в год, есть плановые отключения. Поэтому аренда вычислительных мощностей в таких дата-центрах подойдёт только тем, для кого периодические простои не будут критичными.
Это возможно, например, если ваша компания присутствует только в конкретном регионе и не работает круглосуточно. Плановые отключения тогда можно будет проводить в нерабочее время.
Но если ваш бизнес присутствует в странах с разными часовыми поясами и ваши сервисы должны быть доступны 24 часа в сутки, арендовать вычислительные мощности стоит только в Tier III или Tier IV.
Tier III — это оптимальная надёжность с временем простоя всего 1,6 часа в год. Такой дата-центр будет отличным решением, например, для хостинга. Ваши веб-ресурсы будут размещены на отказоустойчивых серверах, и при этом стоить такая аренда будет меньше, чем на Tier IV.
Tier IV нужен тем компаниям, для которых даже час простоя в год может принести убытки. Выбирайте этот тип дата-центров, если хотите свести вероятность недоступности серверов к минимуму.
Помимо уровня надёжности, стоит обращать внимание на расположение дата-центров. Он должен находиться близко к конечным пользователям: от этого зависит скорость доставки контента. Если все ваши клиенты живут в Европе, нет смысла заказывать серверы в Америке.
А если у вас международная компания с клиентами по всему миру, подключите CDN, чтобы доставлять контент в любую точку земного шара максимально быстро.
Перед тем как арендовать вычислительные мощности, обязательно проверьте репутацию провайдера. Почитайте отзывы, посмотрите, в каком ключе вендора упоминают в СМИ. Возможно, вы наткнётесь на информацию, которая прольёт свет на то, действительно ли компания предоставляет отказоустойчивую инфраструктуру.
Если вам нужны надёжные виртуальные и выделенные серверы, вы можете арендовать их у нас.
Несколько фактов о нашем хостинге:
А если вам нужно более гибкое и сложное решение для тестирования и разработки приложений, хранения и обработки больших конфиденциальных данных или для других крупных проектов, подключайте облачные сервисы EdgeЦентр.
У нас запущено уже 10 локаций на разных континентах, и мы постоянно открываем новые точки присутствия.
Подробнее об особенностях хостинга и облака, их отличиях вы можете почитать в нашей статье «Облако или хостинг: что выбрать?».
Или закажите бесплатную консультацию. Наши специалисты помогут выбрать лучшее решение для вашего проекта.