Как сократить расходы на CDN
CDN помогает ускорить работу вашего веб-ресурса и увеличить его отказоустойчивость. Для многих проектов эти факторы критически важны. Поэтому без CDN не обойтись. Но иногда затраты на сеть доставки контента могут оказаться больше, чем вы изначально рассчитывали.
Если у вас именно такая ситуация, не торопитесь делать вывод, что использовать CDN невыгодно. Чаще всего расходы на сеть доставки контента можно оптимизировать.
От чего зависит стоимость CDN
Основные факторы, влияющие на расходы:
- Количество потребляемого трафика.
- Тарифный план.
- Дополнительные платные функции.
- Регионы, откуда идёт трафик (отдельные локации у некоторых вендоров могут стоить дороже).
- CDN-провайдер.
Как сократить расходы на CDN
Чтобы уменьшить стоимость, нужно попытаться оптимизировать каждый из этих факторов:
- Отказаться от лишних дополнительных платных опций.
- Попробовать сократить количество трафика, особенно из дорогих регионов.
- Перейти на более выгодный тариф.
- Проверить, не будут ли те же услуги дешевле у другого провайдера.
Давайте разберём подробнее каждый пункт.
Отказываемся от лишних платных опций
Практически у каждого CDN-провайдера есть дополнительные платные опции. У нас, например, это шилдинг источника (промежуточный сервер, который защищает источник от высокой нагрузки), сырые логи и расширенная статистика.
Если у вас подключены какие-то из этих опций, обязательно проверьте, насколько они вам нужны. Посчитайте, какую выгоду вы получаете от их использования, и сравните её с расходами. Если расходы окажутся больше, есть смысл отказаться от опции.
Сокращаем объём трафика
Количество трафика — это основной фактор, который влияет на стоимость. От него в том числе зависит и выбор тарифа.
Есть два основных способа, как сократить количество трафика.
1. Увеличить процент кеширования
Чем больше контента сохраняется в кеше, тем реже CDN обращается за ним на сервер-источник.
Когда клиенты заходят на ваш ресурс впервые, запрос идёт на сервер-источник. Информация сохраняется на кеш-серверах и при следующих запросах отдаётся с них. Запросы не идут к источнику, а значит, через сеть проходит меньше тарифицируемого трафика.
Чем больше у вас аудитория и чем меньше файлов, тем больше должен быть процент кеширования.
Например, по нашему опыту, для игровых проектов оптимальнее всего будет кешировать больше 90% файлов, а для видеостриминга или интернет-магазинов этот показатель может быть от 70%.
EdgeCDN предоставляет статистику, с помощью которой можно проверить процент кеширования.
Увеличить процент можно с помощью настроек кеширования в панели управления CDN. Здесь понадобится целый комплекс мер. В частности, процент кеширования во многом зависит от времени хранения кеша.
Чем дольше контент хранится в кеше, тем реже данные запрашиваются с источника и тем меньше трафика расходуется.
Статические файлы, которые редко меняются, вы можете хранить в кеше дольше.
У нас рекомендуемое время жизни кеша — 4 дня. Но здесь лучше ориентироваться на особенности проекта. Что-то можно оставлять в кеше и дольше, а какие-то файлы должны обновляться чаще.
2. Сжимать контент с помощью современных алгоритмов
Чем меньше весят файлы, которые вы доставляете через CDN, тем меньше трафика расходуется.
Используйте современные алгоритмы для сжатия: Gzip, Brotli и WebP. Они умеют сжимать файлы «на лету» — во время отдачи контента пользователям.
Gzip сжимает текстовые файлы. Уменьшает страницу сайта на 60–70%.
Brotli умеет сжимать любой контент. Обеспечивает сжатие на 20–25% эффективнее Gzip.
WebP используется для сжатия изображений. Уменьшает картинки без потерь на 26% лучше, чем PNG, и на 25–34% эффективнее JPEG.
Читайте также: «Как увеличить скорость работы веб-ресурса».
EdgeCDN поддерживает все три алгоритма и умеет сжимать файлы при доставке. Это значит, что вам не нужно настраивать сжатие и прописывать код на своей стороне. Можно просто загрузить исходники на источник, и они будут сжаты в процессе передачи пользователям.
Gzip работает на наших серверах, а вот Brotli — на шилдинге источника (дополнительная платная опция). WebP тоже предоставляется за отдельную плату.
Но вы можете подключить эти опции на короткое время и проверить, насколько они для вас полезны. Возможно, экономия, которую вы будете получать от сжатия, будет гораздо больше, чем плата за опции.
Проверяем, откуда идёт трафик
Посмотрите, с каких локаций он идёт. У многих провайдеров трафик из некоторых регионов стоит дороже. Обычно это какие-нибудь редкие точки — например, в Африке или Латинской Америке.
Проверьте, насколько вам нужны эти локации. Если нужны, уточните у провайдера, не может ли он предложить тариф с более низкой стоимостью.
Меняем тариф
Если вам удастся значительно сократить объём трафика, вы сможете перейти на более выгодный тариф.
Но даже если попытки уменьшить трафик ни к чему не привели, проверьте, насколько ваш тариф подходит для ваших задач. Возможно, в него включены какие-то функции, которые вам не нужны, и от них стоит отказаться. Или вы не расходуете то количество трафика, которое включено в пакет, и, получается, платите за лишние гигабайты.
Или может быть наоборот: трафика в пакете вам не хватает, и вы регулярно платите за перерасход. В такой ситуации выгоднее будет перейти на тариф с большим объёмом включённого трафика.
Меняем провайдера
Одни и те же услуги у разных провайдеров стоят по-разному. Возможно, вы сможете найти то же самое за меньшие деньги.
У нас, например, цены на CDN ниже, чем у многих конкурентов.
Протестируйте CDN бесплатно и сами убедитесь в её мощности и надёжности.
Нужна помощь эксперта? Расскажите нам о ваших задачах.