CDN помогает ускорить работу вашего веб-ресурса и увеличить его отказоустойчивость. Для многих проектов эти факторы критически важны. Поэтому без CDN не обойтись. Но иногда затраты на сеть доставки контента могут оказаться больше, чем вы изначально рассчитывали.
Если у вас именно такая ситуация, не торопитесь делать вывод, что использовать CDN невыгодно. Чаще всего расходы на сеть доставки контента можно оптимизировать.
Основные факторы, влияющие на расходы:
Чтобы уменьшить стоимость, нужно попытаться оптимизировать каждый из этих факторов:
Практически у каждого CDN-провайдера есть дополнительные платные опции. У нас, например, это шилдинг источника (промежуточный сервер, который защищает источник от высокой нагрузки), сырые логи и расширенная статистика.
Если у вас подключены какие-то из этих опций, обязательно проверьте, насколько они вам нужны. Посчитайте, какую выгоду вы получаете от их использования, и сравните её с расходами. Если расходы окажутся больше, есть смысл отказаться от опции.
Количество трафика — это основной фактор, который влияет на стоимость. От него в том числе зависит и выбор тарифа.
Есть два основных способа, как сократить количество трафика.
Чем больше контента сохраняется в кеше, тем реже CDN обращается за ним на сервер-источник.
Когда клиенты заходят на ваш ресурс впервые, запрос идёт на сервер-источник. Информация сохраняется на кеш-серверах и при следующих запросах отдаётся с них. Запросы не идут к источнику, а значит, через сеть проходит меньше тарифицируемого трафика.
Чем больше у вас аудитория и чем меньше файлов, тем больше должен быть процент кеширования.
Например, по нашему опыту, для игровых проектов оптимальнее всего будет кешировать больше 90% файлов, а для видеостриминга или интернет-магазинов этот показатель может быть от 70%.
EdgeЦентр CDN предоставляет статистику, с помощью которой можно проверить процент кеширования.
Увеличить процент можно с помощью настроек кеширования в панели управления CDN. Здесь понадобится целый комплекс мер. В частности, процент кеширования во многом зависит от времени хранения кеша.
Чем дольше контент хранится в кеше, тем реже данные запрашиваются с источника и тем меньше трафика расходуется.
Статические файлы, которые редко меняются, вы можете хранить в кеше дольше.
У нас рекомендуемое время жизни кеша — 4 дня. Но здесь лучше ориентироваться на особенности проекта. Что-то можно оставлять в кеше и дольше, а какие-то файлы должны обновляться чаще.
Чем меньше весят файлы, которые вы доставляете через CDN, тем меньше трафика расходуется.
Используйте современные алгоритмы для сжатия: Gzip, Brotli и WebP. Они умеют сжимать файлы «на лету» — во время отдачи контента пользователям.
Gzip сжимает текстовые файлы. Уменьшает страницу сайта на 60–70%.
Brotli умеет сжимать любой контент. Обеспечивает сжатие на 20–25% эффективнее Gzip.
WebP используется для сжатия изображений. Уменьшает картинки без потерь на 26% лучше, чем PNG, и на 25–34% эффективнее JPEG.
Читайте также: «Как увеличить скорость работы веб-ресурса».
EdgeЦентр CDN поддерживает все три алгоритма и умеет сжимать файлы при доставке. Это значит, что вам не нужно настраивать сжатие и прописывать код на своей стороне. Можно просто загрузить исходники на источник, и они будут сжаты в процессе передачи пользователям.
Gzip работает на наших серверах, а вот Brotli — на шилдинге источника (дополнительная платная опция). WebP тоже предоставляется за отдельную плату.
Но вы можете подключить эти опции на короткое время и проверить, насколько они для вас полезны. Возможно, экономия, которую вы будете получать от сжатия, будет гораздо больше, чем плата за опции.
Посмотрите, с каких локаций он идёт. У многих провайдеров трафик из некоторых регионов стоит дороже. Обычно это какие-нибудь редкие точки — например, в Африке или Латинской Америке.
Проверьте, насколько вам нужны эти локации. Если нужны, уточните у провайдера, не может ли он предложить тариф с более низкой стоимостью.
Если вам удастся значительно сократить объём трафика, вы сможете перейти на более выгодный тариф.
Но даже если попытки уменьшить трафик ни к чему не привели, проверьте, насколько ваш тариф подходит для ваших задач. Возможно, в него включены какие-то функции, которые вам не нужны, и от них стоит отказаться. Или вы не расходуете то количество трафика, которое включено в пакет, и, получается, платите за лишние гигабайты.
Или может быть наоборот: трафика в пакете вам не хватает, и вы регулярно платите за перерасход. В такой ситуации выгоднее будет перейти на тариф с большим объёмом включённого трафика.
Одни и те же услуги у разных провайдеров стоят по-разному. Возможно, вы сможете найти то же самое за меньшие деньги.
У нас, например, цены на CDN ниже, чем у многих конкурентов.
Протестируйте CDN бесплатно и сами убедитесь в её мощности и надёжности.
Нужна помощь эксперта? Расскажите нам о ваших задачах.