Как боты могут навредить вашему бизнесу и как с ними бороться
Боты-злоумышленники — это автоматизированные скрипты, которые хакеры используют для вредоносных действий. Первым таким ботом считается Earth Link Spammer. В 2000 году его создатель отправил больше миллиона писем с фишинговыми ссылками. Целью злоумышленника были логины, пароли, номера банковских карт пользователей.
Вредоносные боты развиваются вместе с технологиями, и сегодня они стали настолько «умными», что имитируют поведение человека. Например, прокручивают страницы, используют реалистичные интервалы между кликами и переходами по страницам, даже заполняют формы.
Но один плохой бот не сможет серьезно навредить, поэтому злоумышленники объединяют их в сеть — ботнеты. Это группа ботов, которые работают под управлением единого центра — ботмастера. Так называют человека или группу лиц, которые используют ботнет для вредоносных действий и получения выгоды. А чтобы обнаружить вмешательство было сложнее, ботмастера маскируют ботнеты. Например, используют анонимные прокси-серверы, создают распределенные ботнеты или показывают низкоинтенсивную активность.
Расскажем подробнее, как могут навредить боты и чем это грозит бизнесу.
На что способны плохие боты
Существуют разные типы злых ботов, которые могут навредить инфраструктуре или репутации бизнеса. Вот как они это делают:
Проводят DDoS-атаки. Боты-бойцы перегружают сервер вредоносным трафиком. В результате пользователи не могут попасть на сайт, и бизнес теряет прибыль. Еще мошенники могут похитить персональные данные клиентов или конфиденциальную информацию компании. По данным исследований, компании, которые не защищаются от ботов, в среднем тратят на одну минуту DDoS-атаки 6000 $. Если учесть, что средняя продолжительность атаки — 68 минут, компания может потерять больше 400 тысяч долларов.
Парсят цены и контент. Плохие боты собирают данные со сторонних сайтов постоянно. Вредоносные программы особенно опасны для интернет-магазинов и сервисов, которые онлайн продают билеты, туры, проживание в отелях и другие товары и услуги, продажи которых особенно чувствительны к изменению стоимости. Когда злоумышленники спарсили цены, то незначительно их снижают. В результате сайт недобросовестного конкурента оказывается на верху выдачи и привлекает внимание покупателей, а сайт-«потерпевший» теряет прибыль.
Аналогично работает и парсинг уникального контента. Боты воруют тексты и размещают их без ссылок на источник. В результате сайт-оригинал опускается в выдаче, пользователи его не видят, а бизнес теряет аудиторию и доход.
Скликивают рекламу. Оплачивать рекламу в рекламных сетях можно за клики или за конверсии. При плате за клики деньги списываются только за первый клик от одного пользователя. То есть человек может нажать на объявление 10 раз, а деньги спишутся за один. Но если перед каждым кликом менять данные пользователя, засчитаются все клики. Плохие боты способны моментально менять IP-адреса и куки, поэтому рекламные системы не успевают распознавать атаку.
Получается, что компания платит за 100 кликов, а из-за плохих ботов реклама показывается гораздо меньшему числу пользователей. Так бизнес впустую тратит маркетинговый бюджет и упускает потенциальную прибыль.
Взламывают личные кабинеты пользователей. Боты перехватывают контроль над учетными записями, и мошенники получают доступ к конфиденциальной информации, банковским картам, сервисам госуслуг.
Ищут уязвимости. Существуют автоматические программы, которые помогают найти слабые места сайта и API. Сканировать ресурс могут специальные сервисы — по предварительной договоренности с компанией — и злоумышленники. Информацию о тестировании хакеры используют в корыстных интересах, например продают данные об уязвимых местах конкурентам.
Все вредоносные боты создают бизнесу проблемы. Из-за атак снижается производительность серверов, компаниям приходится тратить ресурсы, чтобы восстановить сайт или по новой загрузить товары в каталог. Еще боты искажают реальные данные об объеме трафика, показатели вовлеченности пользователей. Это приводит к тому, что бизнес принимает неверные решения. Например, вкладывает деньги в рекламные каналы, которые вроде бы хорошо работают, тогда как там хозяйничают боты.
А если злоумышленники украдут конфиденциальную информацию, это может навредить репутации бренда. Например, в 2022 году в свободном доступе оказались личные данные клиентов крупного сервиса доставки еды. Пользователи подали коллективный иск, а против сервиса было возбуждено уголовное дело.
Как защититься от вредоносных ботов
В 2024 году специалисты изучили 14 000 популярных доменов и выяснили, что 65% компаний уязвимы для ботов и только 8% полностью защищены. С развитием технологий совершенствуются и плохие боты, поэтому распознавать их становится всё сложнее.
Чтобы не потерять данные клиентов и конфиденциальную информацию о компании, любой организации важно использовать хотя бы базовые способы защиты. Вот что можно делать:
- Регулярно обновлять ПО. Практически любая программа, особенно новая, содержит уязвимости. Обновления помогают закрывать их и лучше защищают сервер от атак ботов.
- Использовать Captcha. Это программа, которая определяет, является ли пользователь человеком. Например, при входе в личный кабинет посетителю нужно ввести в поле определенные символы, собрать картинку или решить пример. Минус такого способа в том, что он может вызвать негатив пользователей. Особенно если капчу настроили очень «тонко», и человеку приходится несколько раз щелкать изображения с гидрантами, чтобы попасть в личный кабинет. К тому же некоторые боты уже научились обходить капчу, так что этот метод не стоит использовать как единственный.
- Следить за трафиком. Нужно регулярно его мониторить и обращать внимание на подозрительную активность: внезапные скачки, нестандартные показатели отказов, массовые запросы с одного IP-адреса, общую производительность корпоративного сервиса или сайта. Если оперативно отреагировать на проблемы, серьезных последствий DDoS-атаки можно избежать.
- Внедрить сервисы защиты от DDoS-атак. Они анализируют входящий трафик на предмет аномалий, например резкого увеличения числа запросов, необычных шаблонов, запросов из подозрительных источников. Затем фильтруют его: блокируют IP-адреса из черного списка, ограничивают количество запросов с одного адреса. Далее сервис распределяет трафик: блокирует вредоносный и отправляет чистый на сервер компании. Так можно защитить сервер от перегрузки даже при мощной атаке.
Сервисы EdgeЦентр способны отражать самые мощные DDoS-атаки разных типов: на переполнение каналов, протоколы HTTP, DNS и другие. Защита работает на уровнях L3/L4 и L7.
- Подключить WAF. Web Application Firewall защищает веб-сервисы организации от взломов, не дает хакерам находить и использовать уязвимости приложений и гарантирует безопасное API-соединение. WAF — своего рода умный фильтр между интернетом и веб-приложением, который пропускает только легитимные запросы.
WAF от EdgeЦентр надежно защищает сервисы и приложения даже от zero-day атак. При этом не нужно покупать дополнительное оборудование и софт или менять код приложения. У сервиса высокий SLA — до 99,99%, а коэффициент ложных срабатываний — меньше 0,01%.
Чтобы не терять бюджет на «пустые» рекламные кампании и сохранить на сайте уникальный контент, подойдут такие способы:
- Не оплачивать рекламу по кликам. В рекламных системах есть внутренние алгоритмы, которые борются с некачественными кликами, но они отсеивают не весь фродовый трафик. Поэтому нужны дополнительные меры. Например, лучше выбирать стратегию с платой за конверсию, а не за клики. И не стоит забывать про инструменты рекламных систем — проверяйте сегменты аудитории и блокируйте IP, если есть подозрения на ботов.
- Защитить контент от копирования. Совсем закрыть сайт от парсинга не получится, но можно защитить контент и информацию от злоумышленников. Например, поставить запреты на выделение текста и копирование в буфер обмена, вшить ссылки в копируемые тексты, добавить скрипт автозамены символов.
- Защитить сайт от парсинга цен. Чтобы боты не парсили цены, можно установить ограничения по странам, откуда идет трафик. Также ограничьте количество или скорость запросов с одного IP-адреса, используйте специализированные системы защиты от парсинга.
Команда EdgeЦентр поможет предотвратить атаки ботов на сайт или приложение и оградить ваш бизнес от финансовых и репутационных потерь. Если вы ищете, как защитить данные и инфраструктуру, оставьте заявку на сайте. Наши специалисты соберут сильную систему безопасности под ваши задачи.