Ручное и автоматизированное тестирование: в чем отличия и какой вид лучше выбрать
Оценить качество продукта и его удобство для пользователей уже на этапе разработки можно с помощью тестирования. Его проводят двумя методами: вручную и автоматически — выбор зависит от специфики проекта, целей бизнеса и других факторов. В статье рассказали, как выбрать наиболее эффективный способ и какие плюсы и минусы есть у каждого из них.
Что такое автоматизированное и ручное тестирование
Ключевая задача любого тестирования — гарантировать, что программное обеспечение работает корректно и удовлетворяет потребности пользователей. С его помощью можно минимизировать риски, связанные с выпуском продукта, и улучшить его качество.
Вот какие задачи можно решить с помощью тестирования:
- проверить, соответствует ли продукт требованиям;
- обнаружить и устранить дефекты и ошибки в работе программы;
- найти новые варианты использования программы;
- проверить производительность и безопасность ПО;
- оценить, насколько программа удобна для пользователей;
- избежать багов в будущем, так как любые ошибки, обнаруженные пользователем, могут испортить репутацию компании.
Тестирование ПО делится на два вида: ручное и автоматизированное. Разница между ними в том, что ручное тестирование полностью зависит от человека (тестировщика). В то время как при автотестировании все действия производит машина по определенному скрипту, практически без участия человека.
Чтобы тестирование было результативным, важно выбрать тот метод, который подойдет под конкретные задачи и этап разработки. Для этого компании нужно ответить на ряд вопросов. Например:
- речь идет о полностью новом продукте или обновлении уже существующего;
- много ли изменений планируется вносить;
- какие функции нужно тестировать.
От выбора метода будет зависеть скорость вывода продукта на рынок, стоимость тестирования, количество QA-специалистов в команде.
Рассмотрим преимущества и недостатки обоих методов подробнее:
Ручное тестирование
При ручном методе тестировщик проверяет работу ПО самостоятельно, без использования средств автоматизации. Фактически он выступает в роли конечного пользователя продукта: анализирует функциональность ПО, исследует пользовательский интерфейс, оценивает удобство использования и выявляет потенциальные проблемы.
Преимущества:
- Гибкость. При проверке вручную команда может быстро адаптироваться к изменениям и новым требованиям проекта. Это особенно важно, если продукт находится в начальной стадии разработки.
- Интуитивность. Тестировщики могут использовать свою интуицию и опыт для выявления редких и скрытых дефектов и ошибок, которые машина может пропустить. Например, проверить, как поведет себя приложение в случае ошибочных или нестандартных действий клиентов.
- Пользовательский фидбэк. Результаты ручного тестирования можно рассматривать как обратную связь потенциального пользователя, так как тестировщик, по сути, имитирует его действия.
- Тестирование в реальном времени. Небольшие изменения можно протестировать сразу, без написания кода. Это позволит сократить время проверки и быстрее вывести продукт на рынок.
- Возможность исследовательского тестирования. Тестировщик сам выбирает сценарии для тестирования, а не использует заранее составленные тест-кейсы. Это дает возможность проверить все функции продукта, выявить слабые места и неожиданные ошибки.
Недостатки:
- Человеческий фактор. Из-за усталости или невнимательности тестировщики могут ошибиться и пропустить дефекты или баги продукта. Это негативно скажется на качестве программы.
- Трудоемкость. Для проведения ручного тестирования нужна большая команда тестировщиков, которая есть не во всех компаниях. Кроме того, процесс занимает достаточно длительное время, особенно при тестировании больших и сложных систем.
- Ограниченная повторяемость. При ручном тестировании результаты одного и того же теста могут различаться, так как тестировщику сложно повторять сценарии с одинаковой точностью.
Для каких задач подойдет:
- На начальных этапах разработки, когда функциональность часто меняется и необходимо быстро проверять, как работает продукт после изменений.
- При тестировании пользовательского интерфейса. Тестировщику проще оценить, насколько продукт будет удобен для пользователя. Машины не всегда могут полноценно имитировать поведение человека и выявить возможные ошибки. Например, специалист может обратить внимание на дизайн интерфейса, нюансы цветов сайта или асимметричное расположение элементов.
- Для тестирования краткосрочных и небольших проектов, когда ограничен бюджет или время на настройку автоматизации. Например, если пользователи жалуются на технические сбои одной из функций приложения и необходимо быстро найти и устранить ошибку. Или в Agile-проектах, в которых изменения вводятся короткими спринтами и нет времени на написание автотестов.
- При исследовательском тестировании. Например, если необходимо быстро оценить новую функциональность или найти дефекты, которые сложно предсказать.
Автоматизированное тестирование
Автоматизированное тестирование — это метод проверки ПО с помощью специальных программ. Тестировщик разрабатывает тестовые сценарии и пишет для них автотесты, которые затем запускаются автоматически. Эффективность такого тестирования зависит от правильности тестовых скриптов.
Преимущества:
- Экономия времени. При автоматизированном тестировании достаточно один раз написать тестовые сценарии и скрипты, а затем машина будет запускать их сама. Это позволит ускорить процесс и не потребует большой команды тестировщиков. Например, после обновления интернет-магазина нужно проверить 50 критичных сценариев (авторизацию, корзину, оплату) — автотесты сделают это за 10 минут.
- Возможность повторного использования. Тестовый сценарий может быть использован несколько раз. Например, при очередном обновлении проекта.
- Точность результатов. Машина не устает, не отвлекается и ничего не забывает, поэтому результат будет объективным. Автотестирование позволяет избежать ошибок, связанных с человеческим фактором.
Недостатки:
- Стоимость. Провести автоматическое тестирование стоит достаточно дорого, поэтому применять его для небольших задач невыгодно. С другой стороны, на крупных проектах можно один раз написать автотест и запускать его бесконечно бесплатно. Тогда как ручное тестирование требует постоянных трудозатрат.
- Проблемы с UI-тестированием. Машине может быть сложно оценить субъективные характеристики продукта. Например, стиль, элементы дизайна и удобство приложения для пользователей. Для их проверки стоит выбирать ручное тестирование.
- Отсутствие гибкости. Автотесты должны быть актуальными, поэтому их нужно корректировать каждый раз при внесении изменений в продукт.
Для каких задач подойдет:
- Долгосрочные проекты. Чем дольше идет работа над проектом, тем больше накапливается тест-кейсов для оценки функциональности и взаимодействия компонентов, поиска дефектов и ошибок. Сама проверка и оценка результатов вручную займет у QA-специалистов слишком много времени. В этом случае лучше автоматизировать процесс.
- Регрессионное тестирование. Автотесты помогут, если в продукт часто вносятся изменения и каждый раз после этого нужно проверять его работу, выявлять ошибки и убеждаться, что функциональность не нарушена.
- Интеграционное тестирование. Автотестирование позволит проверить взаимодействие между различными модулями и компонентами. Например, корректно ли работает переход с формы заказа товаров на страницу оплаты.
Программы для автотестирования можно разрабатывать самостоятельно, но это требует значительных временных затрат и экспертизы. Не все компании обладают ресурсами для создания собственных решений с нуля. Удобнее и быстрее использовать готовые инструменты. Например, для тестирования веб-приложений подойдет Selenium, для мобильных приложений на iOS и Android — Appium, а для тестирования API — Postman.
Гибридный подход к тестированию
Для наиболее эффективного результата ручное и автоматическое тестирование нужно комбинировать. Это поможет достичь высокого качества ПО с учетом потребностей проекта, команды, сроков и бюджета.
Например, на ранних этапах разработки можно использовать ручное тестирование, чтобы с его помощью выявить нестандартные ошибки и оценить удобство программы для потенциальных пользователей. А по мере приближения к релизу и в пострелизной фазе перейти на автоматизированное.
Гибридное тестирование позволит учитывать не только этапы разработки проекта, но и его особенности и типы задач. Ручное тестирование лучше применять для креативных задач, где важна человеческая оценка. А рутинные процессы, которые при проверке вручную занимают много времени, лучше автоматизировать.
Вот пример гибридного тестирования веб-приложения интернет-магазина:
- В ручном режиме можно проверить, как работает корзина покупок в случаях нестандартного поведения пользователей. Например, если покупатель добавляет больше 40 товаров или вводит истекший промокод.
- Автотестирование подойдет для проверки авторизации пользователя, поиска товаров по каталогу, оформления заказа и других функций приложения.
Если вам необходимо оценить удобство, качество и безопасность продукта, закажите тестирование в EdgeЦентр. Мы тестируем мобильные, VR- и ПК-игры, веб-сервисы и мобильные приложения для разных направлений деятельности: медицинских и стриминговых платформ, финансовых сервисов, биллинг-систем.
У нас вы сможете выбрать любой вид тестирования: регрессионное, интеграционное, функциональное и другие. Можем разработать скрипты специально под задачи клиента. При необходимости запустим проект уже через 24 часа. Вы сможете следить за ходом работ — мы предоставляем подробные отчеты по каждому этапу. Переходите на сайт, чтобы узнать подробности и выбрать наиболее подходящий вариант.