Зачем бизнесу CDN: ускоряем сайт, улучшаем SEO, обеспечиваем стабильность стриминга
Когда долго грузятся карточки в интернет-магазине или тормозит видео на платформе, вы теряете клиентов и доверие аудитории. Решить проблему можно с помощью сети доставки контента — CDN. Раньше CDN пользовались только IT-гиганты вроде Amazon, но сейчас она доступна для бизнеса разных масштабов. Давайте разбираться, CDN сервис — что это, зачем и кому он нужен.
Что такое CDN на понятном примере
Content Delivery Network (сеть доставки контента) — это группа связанных между собой серверов в разных географических точках, которые помогают быстрее загружать контент веб-сайтов и приложений. Чем ближе хранится контент к конечному пользователю, тем эффективнее работает система.
Например, у вас есть интернет-магазин. Ваш сайт показывает пользователям разные виды контента:
- Статический контент — это изображения товаров, карточки описаний, видеоинструкции, статьи в блоге и т.д. То есть все элементы сайта, которые не меняются для конкретного пользователя. Они хранятся на основном сервере вашего интернет-магазина в виде файлов.
- Динамические данные — это персонализированные баннеры, рекомендации товаров, поисковые подсказки и т.д., которые не хранятся на вашем сервере в готовом виде, а генерируются в ответ на запросы пользователей.
Основной способ ускорения доступа к данным и снижения времени обработки запросов пользователей — кэширование. Но оно может применяться только к статическому контенту. А вот с динамическим всё немного сложнее.
Чтобы обеспечить высокую доступность и статического, и динамического контента — копии файлов помещаются во временное хранилище в CDN-сетях. Копии сохраняются на специальных серверах, которые называются точками присутствия (points of presence, PoPs, на английском) или пограничными узлами (edge nodes). Эти узлы могут быть разбросаны по всей стране или даже по всему миру. Так, география EdgeCDN охватывает более 70 локаций на трёх континентах.
Дальше, допустим, вы добавили новую информацию в раздел «Акции». Первый пользователь, который заходит на эту страницу, направляется на основной сервер интернет-магазина, а содержание страницы тут же копируется на ближайшую к пользователю точку присутствия вашего CDN-провайдера.
Например, если основной сервер расположен в Самаре, а первый клиент пришёл из Владивостока и ближайший к нему сервер CDN находится в Чите, то копия информации об акционных товарах отправится в Читу.
Пограничный узел в Чите будет предоставлять данные всем пользователям из ближайших локаций, пока не истечёт срок хранения. А если у провайдера есть точка присутствия ещё и в Иркутске, то сервер в Чите сам поделится с ним дубликатом данного файла. То есть ближайшие друг к другу узлы могут самостоятельно обмениваться копиями, не дожидаясь первого запроса от пользователей.
Как работает CDN
Итак, CDN сервер — это кэширующий узел, который раздаёт ранее запрошенные данные ближайшим пользователям и другим узлам в сети провайдера. Чтобы разобраться, зачем это нужно вам и вашим клиентам, рассмотрим принцип работы веб-сайтов с использованием технологии CDN и без неё.
Без CDN
Когда посетители из разных регионов заходят на сайт, их устройства отправляют запросы напрямую на основной сервер. Пользователи, которые физически находятся далеко от этого источника данных, будут дольше ждать загрузки веб-страниц, чем те, кто отправляет запросы из более близких локаций. В результате постоянные задержки с загрузкой приведут к оттоку клиентов с онлайн-площадки и падению продаж.
Есть и другая проблема: множество одновременных запросов создаёт большую нагрузку на веб-сайт, и он может просто «лечь». Такой исход также не обрадует пользователей, и они могут уйти к конкурентам, способным обеспечить более надёжный сервис.
С CDN
Как было сказано выше, когда устройство пользователя запрашивает контент с веб-сайта, запрос направляется не на основной сервер, а на ближайший кэширующий, где уже есть копия необходимых данных. Таким образом, доставка контента пользователям из регионов, далёких от физического местонахождения ваших данных, происходит быстрее, а нагрузка на основной сервер минимизируется. Веб-страницы загружаются мгновенно, даже во время горячих акций и распродаж, приложения работают плавно и без задержек, видео не зависает, игры не «лагают» — клиенты довольны и лояльны.
Чтобы ещё больше повысить скорости передачи динамического контента с помощью CDN, провайдеры предлагают использовать дополнительные технологии.
Например, CDN-провайдеры настраивают постоянное соединение между кэширующими узлами и источниками, поэтому на проверку безопасности тратится меньше времени. Можно использовать и другие технологии: сжатие файлов, интеллектуальное перенаправление трафика по быстрым сетевым путям и т.д. Многие CDN-провайдеры поддерживают такие функции.
Что касается потоковой передачи данных, например, видео и аудиотрансляции в режиме реального времени, — контент сразу направляется с основного сервера на точки присутствия, а оттуда — к пользователям. Сам сервер-источник не предоставляет контент пользователям напрямую, а для равномерного распределения сетевого трафика по edge-узлам используются балансировщики нагрузки.
Почему CDN предоставляют как услугу
Теоретически любая компания может использовать свою CDN, если решится пройти длинный и сложный путь создания сети доставки контента:
- арендовать серверы в дата-центрах по всей России и в разных уголках мира;
- зарегистрировать доменное имя;
- подключить услугу DNS сервера с функциями geoDNS и Anycast — технологий направления трафика к ближайшему для пользователя узлу;
- настроить протоколы, установить сертификаты и т.д.
Но на практике создание и поддержка такой инфраструктуры под силу только большим специализированным компаниям. А все остальные — даже крупнейшие онлайн-кинотеатры — предпочитают пользоваться услугами CDN-провайдеров, чтобы получить оптимальное соотношение цены и скорости доставки контента.
Благодаря сети кэширующих серверов EdgeCDN, владельцы сайтов и приложений решают следующие задачи:
- Сокращение времени загрузки контента. Кэширующие узлы быстро загружают страницы интернет-сайтов для пользователей из разных регионов, снижая вероятность потери клиентов.
- Уменьшение нагрузки на основной сервер. Поскольку большая часть статического контента раздаётся через CDN-провайдера, можно высвободить оперативную память и мощности процессора для других нагрузок.
- Стабильность работы при пиковых нагрузках. Благодаря перенаправлению трафика на кэширующие узлы CDN одновременно обрабатывает большие объёмы запросов, а ваш интернет-сайт — остаётся доступным даже в периоды пиковых нагрузок без использования дополнительных мощностей.
- Доступность онлайн-ресурса даже при сбоях. Если случится крупная поломка на сервере онлайн-площадки — пользователи всё равно смогут загрузить контент из кэша, чтобы приобрести товары или заказать услуги.
- Оптимизация расходов на хостинг. Поскольку хостинг-провайдеры взимают плату за превышение лимитов трафика с подключённых к ним сайтов, можно снизить затраты с помощью сжатия контента и его переноса на ближайшие к пользователям узлы.
- Повышение устойчивости к DDoS атакам. Распределённая архитектура серверной базы CDN-провайдеров устойчива к пиковым нагрузкам во время хакерских атак.
- Улучшение SEO показателей. Сайты с хорошей скоростью загрузки получают более высокие позиции в рейтинге поисковых систем, что, в свою очередь, способствует повышению конверсии.
- Контроль дистрибуции контента. Инструменты статистики, которые предоставляют крупные CDN-провайдеры, могут использоваться владельцами контента для отслеживания его распространения.
В каких случаях нужно подключать CDN
Подключение к серверной базе CDN-провайдера используют многие веб-платформы — от маркетплейсов и стриминговых сервисов до банков и игровых вселенных. Главное, что объединяет эти компании — широкая география аудитории. Если на ваш ресурс заходят пользователи со всей России или даже мира, стоит подумать о подключении CDN. Технология CDN обеспечивает быструю загрузку контента, и таким образом значительно улучшает пользовательский опыт.
Однако вопрос заключается не только в географии. CDN идеально подходит для стриминга и площадок со множеством «тяжёлого» статического контента, например, фото, видео и аудио. Конечно, речь не о сайтах, где размещён статический контент вроде статьи с несколькими иллюстрациями. Другое дело — объём статического контента в крупном онлайн-магазине, где миллион фотографий товаров и видеоинструкций. В первом случае услуги CDN-провайдера не нужны, а во втором — помогут правильно распределить серверную нагрузку.
Вот несколько примеров бизнеса, который может получить максимальную отдачу от подключения CDN:
- Стриминговые сервисы и площадки с live-контентом, например, онлайн-кинотеатры или новостные сайты;
- Маркетплейсы с объёмными каталогами и постоянным потоком посетителей из разных локаций;
- Игровые онлайн-платформы и поставщики ПО, которым нужно обеспечивать регулярные и оперативные обновления;
- Финтех-решения и образовательные сервисы, для которых важна постоянная доступность ресурсов;
- Файлообменники, системы управления контентом, платформы для создания рекламной и маркетинговой продукции и многие другие.
Отдельно стоит сказать, что CDN ускоряет работу не только сайтов, но и мобильных приложений. Здесь скорость загрузки тоже зависит от географии пользователя. Подключение к ближайшему edge-узлу эффективно предотвращает возможные замедления на портативных устройствах. В ближайшие годы можно также ожидать развития технологии Mobile CDN.
Ещё один алгоритм применения CDN для бизнеса — временное подключение в период резкого роста нагрузки, например, после запуска рекламной кампании или анонса распродажи.
Итого. Что нужно знать о CDN
CDN — этосеть кэширующих серверов, которые расположены в разных локациях. Входящие в неё узлы сохраняют и раздают копии тяжёлого статического и динамического контента ближайшим пользователям. Таким образом они повышают скорость загрузки веб-страниц и снижают нагрузку на основной сервер.
CDN можно построить самостоятельно, но не каждая компания может себе это позволить. Гораздо эффективнее подключить онлайн-ресурс к EdgeCDN, выбрав самый подходящий из наших гибких тарифов.