Тенденции развития метавселенной и её инфраструктуры
В последнее время о метавселенной пишут и говорят очень много. IT-гиганты называют её будущим интернетом. Но представления о том, как она будет выглядеть, разнятся.
В этом материале мы разберёмся, что это такое, как её видят идеологи и крупные корпорации, какие прототипы 3D-миров уже есть и какой должна быть IT-инфраструктура для «будущего интернета».
Что такое метавселенная
Единого определения нет. Пока есть только разрозненные представления.
Например, главный идеолог метавселенной, венчурный инвестор Мэттью Болл называет её сетью трёхмерных миров, в которых можно находиться в реальном времени, где синхронно присутствуют и взаимодействуют бесконечное число одновременных юзеров.
Meta* называет этим термином совокупность виртуальных сред, которые юзеры создают и изучают совместно, при этом находясь физически в разных местах.
Несмотря на различия в определениях, общая идея у всех примерно одинаковая: это единая трёхмерная среда, функционирующая в реальном времени.
Составляют эту среду 3D-миры. Для взаимодействия с ними люди будут применять аватары — собственные цифровые копии — от реалистичных, портретных копий до сказочных персонажей с хвостами и крыльями. Аватары смогут выполнять любые социальные взаимодействия: учиться, общаться, работать, делать покупки, играть, творить.
Кроме того, предполагается взаимосвязь виртуального мира с настоящим. Например, онлайн можно будет покупать существующие предметы (одежду, мебель, товары для дома), проводить рабочие встречи в 3D-мире, заниматься спортом.
В широком смысле метавселенная — это будущее интернета.
Описание метавселенной от главного идеолога Мэттью Болла
Инвестор сформулировал семь основных принципов ещё в 2020 году:
- Существовать постоянной без пауз и перезагрузок.
- Быть в реальном времени, одновременно для каждого.
- Не ограничивать число юзеров. При этом у каждого юзера предполагается ощущение личного присутствия.
- Содержать работающую внутри экономику. Посетители будут не только покупать что-то в 3D-среде, но и продавать, вести бизнес, вкладывать деньги.
- Соединять виртуальный мир с реальным. «Новый интернет» будет дополнять реальность, а не являться её альтернативой.
- Предложить юзерам совместимость данных. Если человек приобрёл артефакт в одной игре, он может применить его в другой.
- Быть открытой для любых авторов и контентмейкеров — от простого любителя до огромных корпораций.
В другом своём эссе, написанном летом 2021 года, Мэттью Болл говорит о том, что до возникновения настоящей метавселенной пройдут десятки лет, и выделяет восемь «активаторов», которые указывают на её появлении.
1. Аппаратное обеспечение. Физические девайсы для взаимодействия или разработки 3D-сред. Эта категория включает и устройства конечных клиентов (VR-гарнитуры, тактильные перчатки, мобильные устройства), и сложную технику для создания VR- и AR-сред (трекинговые системы, промышленные камеры).
При этом сюда не входит железо для IT-инфраструктуры: серверы, процессоры, сетевое оборудование и прочее — всё это Мэттью Болл относит к другой категории.
Аппаратное обеспечение обязано давать возможность полностью погружаться в VR-миры. Кое-что из этого уже есть — например, VR-шлемы. Над чем-то ведётся активная работа — к примеру, Meta* уже семь лет создаёт перчатки для воспроизведения тактильных ощущений. Но до создания настоящего железа для метаверс ещё годы разработок. Всё имеющееся VR-оборудование достаточно громоздкое, не слишком удобное и пока не способно обеспечить полностью интерактивный опыт.
2. Сеть. Чтобы сделать VR-среду постоянно доступной для бесконечного количества одновременных посетителей, требуются огромные сетевые мощности, обеспечивающие огромную пропускную способность и быструю, практически без задержек, децентрализованную отправку информации.
При этом важны как скорость и пропускная способность магистральной сети, так и доставка на «последней миле». Вторую задачу, возможно, решит 5G, которые уже активно развиваются.
3. Вычисления. К этой категории относятся серверы, чипы, процессоры и прочее, что обеспечит высокие вычислительные мощности.
Метаверс будет нуждаться в мощных граничных вычислениях, согласовании и синхронизации информации, AI-вычислениях, Motion Capture и так далее. Для всего этого потребуется продвинутое оборудование.
4. Платформы. Это те самые 3D-миры, которые можно будет создавать и исследовать, миры, где юзеры будут общаться, участвовать в разных мероприятиях, покупать и продавать товары.
Зачатки таких миров уже есть в виде многопользовательских игр (подробнее ниже). Но настоящие VR-платформы будут отличаться от них наличием большой экосистемы разработчиков, которые будут генерировать большую часть контента и получать большую часть прибыли. То есть они предполагаются гораздо менее централизованными и более свободными, чем то, что имеется сейчас.
5. Стандарты и инструменты для обмена сообщениями. Это различные инструменты, протоколы, форматы, которые будут служить стандартами взаимодействия внутри 3D-среды и позволят постоянно улучшать её. Они позволят передавать различные элементы из одного мира в другой, обеспечат прямую совместимость и будут определять внутренние правила разработки.
6. Платёжные средства. Нужна своя валюта и свои платёжные процессы. Но эти деньги обязаны быть связаны с нецифровыми.
В настоящий момент эту роль играют криптовалюта и блокчейн. Скорее всего, именно они станут основным платёжным инструментом в VR-мирах.
7. Контент, сервисы и ассеты. Всё, что относится к созданию, продаже, хранению активов (цифровых товаров и криптовалюты), а ещё к их финансовой защите и управлению. Всё это будет так или иначе связано с пользовательскими данными. Поэтому нам требуются услуги, обслуживающие, но не включённые в 3D-миры.
8. Пользовательский спрос. Чтобы что-то появилось, нужна потребность. Без потребности в 3D-мирах работать ничего не будет.
Потребности людей, их привычки, взаимодействие с VR-миром постепенно меняются. Во многих сферах жизни люди уже перешли в онлайн. Но здесь переход предполагается ещё дальше — в иную реальность.
Какой видят метавселенную IT-гиганты
Представления крупных IT-компаний во многом похожи на видение Мэттью Болла. Но всё-таки каждый представляет всё немного по-своему.
Так, Meta* ставит во главу угла общение людей. 3D-среда сможет объединить всех нас, позволит видеться с друзьями, находясь в разных концах света, участвовать в онлайн-мероприятиях, играть, смотреть сериалы и так далее. Для этих целей они активно разрабатывают Horizon (о нём мы поговорим чуть позже).
В своей презентации Марк Цукерберг показывал голограммы счастливых людей, которые ходят на концерты, делают покупки, играют в шахматы и настольный теннис, занимаются спортом. Конечно, речь в презентации шла не только о развлечениях, но и о работе. Но основным посылом было то, что люди получат больше возможностей общаться «вживую», это будет более интерактивный опыт.
Можно сказать, что новая онлайн-вселенная Марка Цукерберга больше всего похож на всеобъемлющую соцсеть.
Microsoft, наоборот, делает упор на бизнес-среду, онлайн-копии и взаимодействие с ними. Их 3D-среда скорее смоделирована по образцу обычной действительности, без фэнтезийных аватаров.
Концепция Microsoft в основном опирается на идею цифровых двойников, которая исходит из мира IoT. Корпорация уверена, что скоро мы сможем использовать цифровое картирование и мониторинг всего существующего в бизнес-среде: складов, магазинов, заводов и других объектов.
Юзеры смогут управлять бизнесом в VR-среде, строить проекты, разрабатывать новые технологические решения.
И если VR-интернет Meta* — это VR-соцсеть, то у Microsoft это скорее 3D-версия Microsoft Office с более глобальными задачами.
У Nvidia концепция похожа на видение Microsoft. Они тоже опираются на идеи цифровых двойников и активно разрабатывают Omniverse — систему для моделирования и проектирования, в которой можно генерировать онлайн-копии виртуально.
Однако, в отличие от Microsoft, в здесь есть аватары. Можно создать умных помощников для ускорения проектирования.
Omniverse базируется на опенсорс-технологии Universal Scene Description, которую Nvidia называет 3D-HTML. А свой продукт создатели называют 3D-версией веб-браузера.
Будущее они видят как 3D-интернет с максимально широкими возможностями.
Таким образом, большинство компаний сходятся в одном: метавселенная будет глобальной, повсеместной, децентрализованной средой, где можно будет решать разные задачи, взаимодействовать, полностью погружаясь в VR.
Однако полноценные 3D-среды с полным погружением, а не частичным использованием AR и VR, ещё только разрабатываются.
Какие прототипы метавселенных уже существуют
1. Игры
Эта сфера первой пошла в ту сторону.
Наверное, самый популярный пример здесь — Fortnite. Это многопользовательская онлайн-игра от компании Epic Games, появившаяся в 2017 году.
Но с тех пор она вышла далеко за игровые рамки: юзеры в ней создают аватары, общаются, участвуют в онлайн-мероприятиях и генерят свой контент.
Здесь есть творческий режим, где можно создать остров и разработать на нём свои проекты, со своими декорациями и своими правилами. Более того, у других игроков есть возможность играть, оценивать и поддерживать создателей материально.
Одним из самых громких событий 2020 года стал онлайн-концерт Трэвиса Скотта в Fortnite. Это было действительно грандиозное мероприятие. Его посетили более 27 млн человек.
Здесь часто проходят различные кинопоказы. Можно смотреть фильмы и сериалы с друзьями. Например, 26 мая 2020 года прошла киноночь с показами самых популярных фильмов Кристофера Нолана.
Летом 2021 года там появился реалистичный автомобиль —управляемая копия Ferrari 296 GTB, близнец в игровом мире.
Есть другие похожие онлайн-игры: Roblox, VRChat, Sandbox, Decentraland. В них тоже можно делать аватары, строить собственные 3D-миры. При этом свои творения можно монетизировать. И они больше нацелены на создание контента.
Sandbox и Decentraland даже имеют собственную валюту на базе Ethereum. Там можно покупать и продавать NFT на другие ресурсы. Обе уже называют себя метавселенными. Хотя, конечно, пока это только зачатки.
Несмотря на наличие коммерческой составляющей, у всех примеров в основном развлекательные цели. Но VR-пространство можно применять не только для этого.
2. E-commerce
VR-среда может быть использована для демонстрации и продажи различных физических предметов. У нас пока мало таких примеров, но первые попытки уже есть.
Например, дом моды Balenciaga создал игру для демонстрации своей осенней модной коллекции — Afterworld: The Age of Tomorrow.
Покупатели выбирали одного из персонажей и исследовали мир. Попутно они видели множество фотореалистичных товаров из модной коллекции. Каждая модель была воссоздана максимально достоверно. При этом рассмотреть предметы коллекции можно было не только в статичном положении, но и в движении.
Для создания онлайн-копий вещей применялись передовые механики захвата движений. В результате разработчикам удалось абсолютно реалистично передать даже такие сложные элементы, как светоотражающие очки, тонкие каблуки, замысловатые элементы дизайна. Всё это можно было рассмотреть на 360°.
Balenciaga назвала этот проект шагом модной индустрии в сторону 3D-интернета. В компании уверены, что VR-пространство идеально доходит для модных показов и многие дома мод создадут аналогичные проекты в ближайшее время.
3. Фитнес
Спорт-индустрия тоже активно начинает использовать VR-технологии. В качестве примера можно привести Supernatural. Это специальный сервис для фитнеса. Всё, что необходимо для полноценных тренировок, — VR-гарнитура.
Юзеры там занимаются боксом и растяжкой, медитируют, делают кардиотренировки. При этом можно выбрать персонального онлайн-тренера и окружающее пространство для тренировок. Можно медитировать на вершине Мачу-
Пикчу или даже на поверхности Марса.
К Supernatural можно подключить Spotify и тренироваться под любимую музыку.
4. Мероприятия и корпоративные встречи
VR-пространство отлично подходит для онлайн-событий. Мы уже упоминали концерты и кинопоказы в Fortnite. Однако для подобных вещей есть специализированные пространства.
Например, AltspaceVR — пространство для онлайн-встреч и мероприятий. На ней вы можете конструировать собственные аватары, 3D-миры, проводить встречи с друзьями и организовывать различные мероприятия.
Ещё один подобный ресурс — Spatial. По функционалу похож на AltspaceVR, но если у первой главный фокус сделан на общении, то вторая сосредоточена на более крупных мероприятиях, онлайн-выставках. Помимо 3D-миров и онлайн-событий в Spatial можно составлять собственные галереи и проводить NFT-выставки. NFT можно продавать, в том числе на другие ресурсы.
Spatial и AltspaceVR можно применять для совещаний. Но для этого есть и специализированный сервис — Horizon Workrooms. Это продукт Meta*, который пока работает в режиме бета-тестирования. Позволяет коллегам собираться в одной виртуальной комнате и обсуждать вопросы максимально интерактивно, при этом находясь далеко друг от друга.
Есть много полезных функций:
- Отслеживание рук и клавиатуры — можно перенести клавиатуру и рабочий стол в VR-среду.
- Демонстрация экрана компьютера другим людям.
- Интеграция видеозвонков — к комнате можно подключиться не только с помощью VR-гарнитуры, но и через обычный звонок.
- Виртуальная доска, на которой участники встречи пишут, прикрепляют различные файлы со своего компьютера и так далее.
- Виртуальная комната настраивается в соответствии с потребностями.
В таком пространстве гораздо удобнее вместе работать над проектами, чем посредством обычных видеозвонков.
Meta* в целом активно развивает Horizon. Помимо Workrooms, в неё входят:
- Home —пространство, в котором можно настраивать свою VR-комнату, запускать различные приложения, общаться с друзьями. Часть функций уже реализованы, а часть проходят бета-тестирование.
- Worlds — площадка, для создания своих пространств. Доступна с декабря 2021 года.
- Venues — сервис для онлайн-мероприятий в VR. Он тоже уже доступен для всех.
Meta* планирует сделать из этого единую систему с максимально широким набором опций, где люди смогут играть, работать, общаться, смотреть сериалы и посещать VR-концерты.
5. Разработка и проектирование
Это ещё одна сфера, которая уже начинает идти в VR. Мы уже упоминали, что многопользовательские онлайн-игры позволяют разрабатывать свой контент. Но это всё делается в индивидуальном, авторском режиме и только в пределах одного сервиса.
Но VR-возможности имеют потенциал для промышленных масштабов, например при проектировании каких-либо физических объектов: зданий, архитектурных сооружений, крупных механизмов. Конкретных примеров пока мало. Главное, что мы можем назвать в этой сфере, — Omniverse от Nvidia. Мы уже упоминали о ней ранее.
Это открытая система для совместной синхронной работы (проектирования, моделирования, дизайна) в VR-среде. Ориентирована на дизайнеров, инженеров, архитекторов, художников и представителей других профессий, которым важно объединять инструменты, творческие усилия для совместной работы над проектами.
В январе 2022 года завершилось её бета-тестироание. На тот момент в системе было зарегистрировано около 100 000 разработчиков.
Внутри можно конструировать 3D-модели, взять готовые 3D-сцены из библиотек, импортировать контент из сторонних приложений для совместной работы с другими проектировщиками.
Как видим, зачатки уже есть в разных сферах бизнеса, не только в игровой индустрии. В России тоже появляются свои прототипы метавселенных, хотя примеров пока немного. Но их станет больше, а функции будут расширяться.
Как быстро прототипы станут реальными метавселенными?
Сегодня полноценному их развитию мешает несколько факторов:
- Ограничения по вычислительным мощностям для девайсов конечных потребителей.
- Отсутствие единой децентрализованной инфраструктуры.
- Ограничения по вычислительным мощностям для её построения.
- Экономические и юридические проблемы, связанные со сквозным использованием активов, и другие трудности.
Но технологии постоянно развиваются. Рынок VR-сервисов растёт.
Пока трудно сказать, когда появится настоящий 3D-интернет и сбудутся ли прогнозы идеологов. Но все тенденции говорят о том, что мы стоим на пороге больших изменений.
Но чтобы все эти прогнозы стали реальностью, необходимы внушительные вычислительные мощности. Мы, как опытная IT-компания, понимаем, что в основе любых диджитал-проектов всегда лежит производительная IT-инфраструктура. Ни один 3D-мир не сможет существовать полноценно без вычислительных мощностей и инструментов, обеспечивающих его интерактивность и бесперебойность.
Облачная инфраструктура EdegeЦентр для метавселенных
Мы в EdgeЦентр сосредоточились на том, чтобы сделать технологическую основу для 3D-миров.
Мы работаем над облачной платформой, которая будет включать в себя все необходимые технические решения.
У нас пока нет на 100% готовой инфраструктуры для VR-интернета, но и его самого ещё не существует. IT-инфраструктура для 3D-миров будет развиваться вместе с самими 3D-мирами, появятся новые решения.
А сейчас мы уже можем предложить сервисы, которые решают задачи как существующих, так и разрабатываемых моделей.
Потребности метавселенной | Сервисы EdgeЦентр |
|
Глобальная EdgeCDN:
|
|
Технологичное облако:
|
И это только начало. Мы развиваем собственные платформы, чтобы максимально удовлетворять потребности будущего.
Подведём итоги
- Метавселенная — это единая трёхмерная среда, функционирующая в реальном времени. Единого представления о ней пока нет, но многие крупные компании называют её будущим интернетом.
- Главный её идеолог, Мэттью Болл, выделяет семь принципов: постоянность, существование в реальном времени, не ограничивать число юзеров, обладать рабочей экономикой, соединять действительность с VR-миром, предоставлять совместимость данных и быть свободной для любых контентмейкеров.
- Представления других идеологов и IT-гигантов отчасти совпадают с идеями Болла, но видение всё равно у каждого своё.
- До настоящего 3D-интернета ещё годы развития. Но прототипы уже имеются. 3D-миры развиваются в разных сферах: например, в фитнесе, модной и ивент-индустрии.
- Чтобы они стали полноценными, требуется мощная IT-инфраструктура, которая будет удовлетворять всем требованиям VR-миров
- Мы в EdgeЦентр уже можем предложить инструменты, которые решают многие задачи грядущих и существующих моделей.
Наша инфраструктура готова к следующему шагу развития веба. Давайте строить его вместе. Расскажите о ваших планах развития 3D-миров, и мы поможем воплотить их.
*Meta признана в России экстремистской организацией и запрещена